2-я неделя Великого поста. Память святителя Григория Паламы.

IMG_19517-8 марта 2015 года в домовых храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии прошли всенощное бдение и Божественная литургия второй Недели Великого поста.

Всенощное бдение в субботу вечером совершил иеромонах Даниил (Макагон). В воскресный день Божественную литургию святителя Василия Великого возглавил архимандрит Иларион (Морозов). Его Высокоперподобию сослужили протоиереи Павел Вишневский, Лев Азноварян, иеромонах Даниил (Макагон), иерей Сергий Неретин, иеродиакон Антоний (Дробязко), диакон Игорь Цыганов.

Во вторую неделю Святой Четыредесятницы Церковь Христова празднует память одного из величайших богословов восточного христианства – Фессалоникийского архиепископа Григория Паламы, изложившего и мужественно отстоявшего православное учение о действии благодати Божией в мире и возможности для человека быть ее причастником. 

Празднуя память святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста, в то время как на Первой неделе празднуется Торжество Православия, Святая Церковь оценивает деятельность святителя подобно второй победе Православной веры, тем самым свидетельствуя о значении его трудов для Вселенского Православия.

Святитель Григорий родился в конце XIII века в благочестивой аристократической семье. Его отец, Константин Палама, был сенатором императора Андронника II, при дворе которого Григорий получил воспитание и образование. Около 1316 г. Григорий решается оставить мир и стать монахом. Местом подвигов он избирает Афон, который в XIII веке уже стал широко известным духовным центром православного монашества, а также, благодаря научным богатствам монастырских библиотек, одним из важнейших интеллектуальных центров православного мира. На Афоне получил не только духовное воспитание, но и глубокое интеллектуальное образование в патристике и других богословских предметах.

На Афоне Григорий следует практике исихастов – делателей Иисусовой молитвы. Традиция Иисусовой молитвы восходила к первым египетским монахам (конец III в.), к Евагрию Понтийскому (IV в.), к преп. Иоанну Лествичнику (VII в.) и к преп. Симеону Новому Богослову (948-1022). Впоследствии она раскрывается в трудах и жизни преп. Никифора Исихаста (XIII в.).

В то время через своих учеников Григорий получает несколько трактатов Варлаама Калабрийца – ученого-богослова, получившего образование в латинских странах, но в противоположность Западному богословию жестко и решительно выступавшего против схоластических методов в богословии и любых попыток как рационального, так и вообще любого познания Божества. Он был приверженцем и проповедником крайнего апофатического богословия, отрицающего любую возможность для человеческого разума постичь Божественные тайн, так как это познание предполагает единение с самой сущностью Божества. Варлаам отвергал способность человека к богопознанию, так как, по его мнению, причастие Божеству невозможно. В своих сочинениях калабриец нападал не только на Западных схоластов, но и на Восточных подвижников, в особенности исихастов, считая их молитвенные практики безумными и бессмысленными, а цель недостижимой.

Однако Григорий решительно восстал против такого взгляда. Опираясь на огромный святоотеческий опыт, он написал несколько трудов, где доказал, что Бог может открываться людям и как человек может стать причастником Божества. Григорий писал, что человек является единым целым, единством духа, души и тела. При этом дух человека неотделим от жизни Самого Бога – от Духа Святого. Если человек отказывается от этого природного, естественного родства с Богом, то он подвергает себя смерти, теряет свою человечность. Ипостась Логоса принимает на себя человеческую природу, умирает, а затем воскресает из мертвых. Хотя человеку открыто и нравственное учение, но достигнуть его человеческими силами невозможно. Спасение дается нам лишь через причастие Христу.

Но что это за причастие? Причастие чему? Божественной природе? Или чему-то иному? Некоторые, отвечая на этот вопрос, утверждали, что человек действительно причащается Божественной природе, Божественной сущности. Св. Григорий Палама отвечал, что мы причащаемся особым Божественным энергиям. Лишь три Ипостаси Божества участвуют в Божественной сущности. Ни одна тварь, по определению, не в состоянии войти в сущность Божества, иначе она перестала бы быть тварью. Следовательно, обожение подразумевает благодать, или энергию Божества. Энергия – видимое проявление всякой природы. Нет предметов, не обладающих энергией; напротив, при отсутствии энергии перестает существовать и сам предмет. Природа Спасителя – Божественна, Его энергии божественны и нетварны. На Фаворской горе нетварный Свет Божества пронзает человеческую природу Иисуса, а после искупительной жертвы Спасителя он становится доступен каждому человеку, обращающему все свое существо, все свои силы к Созерцанию Божества. Божественность и есть нетварность, это качество, способное передаваться от одной природы к другой. Обожение означает процесс, когда тварь, причащаясь Богу, обретает «божественность», становится «нетварной», приобщается вечной жизни. Благодать не является чем-то внешним по отношению к Богу – она есть Сам Бог. Пребывая во Христе, мы тоже приобретаем божественную природу по благодати. Божественные энергии не сотворены, не сделаны из ничего, но вечно изливаются из самой сущности Пресвятой Троицы. Они являются в какой-то степени «переизбытком» Божественной природы, Которая не может ограничить себя, Которая больше, чем ее сущность. И стать причастником этой энергии призван каждый из нас.

Впоследствии учение Григория вызвало многочисленные споры в церковной среде. Было созвано несколько соборов Восточной церкви. После тщательного изучения отцами Церкви на соборе 1341 г. в Константинополе взгляды Григория Паламы были приняты в качестве церковного учения Восточной православной церкви.

Сам же св. Григорий в мае 1347 г. был хиротонисан в архиепископы города Фессалоники. Как пастырь он отличался добротой и состраданием. Его проповеди отличались ясностью, простотой и глубиной содержания. Святитель уделял много внимания социальным проблемам своей паствы. Он скончался в Салониках 27 ноября 1359 г. Через 9 лет Вселенский Патриарх Филофей Коккин – ученик и друг святителя Григория, канонизировал своего учителя, причислив его к лику святых Греческой Церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *